Я угадал

Краткий обзор технологических и социальных прогнозов* автора блога, оправдавшихся полностью или частично. Может использоваться для быстрого знакомства с блогом и оценки его креативно-футурологического КПД.

Телепредпринимательство

Я предполагаю, что в ближайшие 10–20 лет в структуре мировой экономики произойдут важные трансформации, связанные с появлением интернет-сервисов, способных объединить удаленных предпринимателей, их партнеров, клиентов и удаленных работников в единую цепочку бизнес-процессов – и обеспечить полную информационную поддержку управления этой цепочкой. К этой теме я возвращался несколько раз: в июне 2008-го, в августе 2009-го, в феврале 2010-го (а также, в разное время, на бумажных носителях).

Вкратце, описываемые сервисы позволят телепредпринимателю (в роли которого периодически может выступить любой желающий), выложить идею нового товара, выяснить потенциальный спрос, собрать команду инженеров, дизайнеров, маркетологов и т.д., выложить прототип, собрать предзаказы, договориться с производителем, перевозчиками, торговыми сетями, автоматически разделить доход (и даже, возможно, выплатить налоги согласно национальному законодательству). Все эти действия будут доступны в едином пользовательском интерфейсе. Такая схема работы позволит предпринимателям максимально снизить издержки и минимизировать риски, избавиться от необходимости опираться на быстро теряющие динамизм и «обрастающие жиром» традиционные корпоративные структуры, ослабить зависимость своих бизнес-проектов от банковского кредитования – поскольку деньги на запуск проектов (по меньшей мере, часть необходимой суммы) будут собирать покупатели, а часть взаиморасчетов внутри системы может осуществляться путем автоматической сборки эффективных бартерных цепочек.

В результате внедрения подобных сервисов может сложиться трехуровневая модель международного бизнеса. На верхнем уровне – ограниченная группа глобальных компаний зарабатывает на создании и продвижении инновационных товаров (по большому счету – на разработке и продаже вариантов образа жизни). Из прорывных разработок компаний первого уровня складывается своего рода «технологический конструктор». Компании второго уровня лицензируют отдельные «кубики» этого конструктора и создают оригинальные товары с новыми потребительскими функциями, рассчитанными на разные группы потребителей и на персонализированные продажи. Компании третьего уровня выпускают утилитарные товары массового потребления, копируя наиболее удачные решения компаний второго уровня.

На рынок постоянно выходят интернет-сервисы, берущие на себя те или иные бизнес-процессы удаленного предпринимательства. Так, в ноябре 2008 года был основан сервис коллективных скидок Groupon.com (по сути, позволяющий компании собирать предзаказы пользователей). В 2009 году был создан Kickstarter.com, помогающий авторам креативных проектов собирать деньги на их реализацию методом народного финансирования (краудфандинга). В том же 2009 году был основан стартап Quirky.com, создающий социальную среду разработки: изобретатель предлагает идею товара, а сервис обеспечивает ее обсуждение, создание и продажу продукта – и выплачивает процент автору идеи (в нашем блоге, кстати описывался российский аналог Quirky – молодой сервис «Крафто»). Также на рынке существует немало сервисов, позволяющих собирать эффективные команды для выполнения тех или иных проектов. Рано или поздно (а, по моим прогнозам – до конца этого десятилетия) все эти бизнес-модели будут объединены в одном сервисе, в одной информационной среде для эффективного удаленного бизнеса.

Принцип непрерывности жизни

Общение современного человека с компьютерными устройствами станет намного комфортнее, если он сможет одним нажатием кнопки переключаться на новое устройство (будь то смартфон, ПК, ноутбук, мультимедийный центр, видеостена в квартире или офисе и т.д.) и продолжать общение с удаленным собеседником (компьютерную игру, просмотр фильма, прослушивание музыки и т.п.) с того самого места, на котором остановился на предыдущем устройстве. В мае 2008 года я предложил принцип непрерывности жизни, позволяющий свести к нулю время переключения между цифровым устройствами, выполняющими одну и ту же задачу.

Первый шаг в этом направлении сделала компания ASUS, представив в июне 2009 года концепцию непрерывной цифровой жизни, четвертое направление которой было сформулировано так: «…непрерывный обмен данными обеспечивает синхронизацию КПК, мобильных телефонов, персональных компьютеров и ноутбуков. Таким образом, пользователь может работать с файлом, и отредактированная версия этого файла появится в результате синхронизации на всех устройствах». Еще один шаг в том же направлении – объявленная в ноябре 2009 года концепция «трех экранов и облака» Microsoft, предполагающая, что все «облачные» сервисы должны одинаково эффективно использовать на компьютерах, телефонах и телевизорах. В октябре 2011 года появилось приложение Intel Pair & Share, позволяющее одним прикосновением к экрану смартфона или планшета переносить фотографии на экран ноутбука, ПК или телевизора. Причем, демонстрировать друг другу фотографии таким способом могут несколько человек одновременно. Наверняка серьезные последствия в данном контексте будет иметь опубликованное в августе 2012 года исследование Google «Новый мультиэкранный мир», которое выявило два основных пользовательских режима: а) перемещение пользователя от устройства к устройству, чтобы завершить одну цель; б) одновременное использование нескольких устройств. Наконец, ходят слухи, что одной из «фич» будущего телевизора Apple iPanel станет возможность, начав просмотр фильма по ТВ, в любой момент продолжить его с того же места на планшете.

Жизнь без транспортных «пауз» + «видеопорталы»

В мае 2008 года я предположил, что в XXI века главных показателем развития транспортных систем станет не увеличение скорости движения, а расширение возможностей для полноценной работы, учебы, развлечений, удаленного общения во время поездки. И это – еще одно проявление принципа непрерывности жизни, о котором шла речь выше.

Попутно была описана работа «видеостен», через которые пассажиры будут общаться с друзьями и коллегами, находящимися в этот момент дома, в офисе, торговом центре, на дискотеке и т.д. Видео высокого разрешения, демонстрируемое в обе стороны на экранах в рост человека, заставит собеседников забыть, что они разделены расстоянием, создаст иллюзию физического присутствия удаленного гостя в офисе или на вечернике и даже позволит пассажиру с помощью жестов управлять бытовыми приборами в собственной квартире!

Похоже, первыми идею максимально продуктивного использования времени поездки могут реализовать авиаперевозчики. Так, в июне 2011 года компания Airbus представила концепт интерьера авиалайнера 2050 года – Concept Cabin. В салоне предусмотрены зоны и возможности для релаксации, массажа и ароматерапии, погружения в виртуальную реальность, голографических игр, общения, работы, деловых переговоров и т.д.. Авторы Concept Cabin вводят новый термин: «бесшовное путешествие», – подразумевающий, что пассажиры во время поездки должны продолжать делать все, чем занимались бы на земле. Это стопроцентно соответствует идее непрерывности жизни, изложенной в блоге «Идеи из будущего».

Что касается «видеостен», то, вероятно, они вырастут из современных систем телеприсутствия, которые все активнее используются в переговорных комнатах корпораций. В будущих системах телеприсутствия размер экранов и качество изображения вырастут настолько, что удастся обеспечить эффект «бесшовного» соединения двух пространств (например, двух помещений, разделенных сотнями километров). Рискну предположить, что первые видеостены такого качества могут окрестить «видеопорталами» – за психологический эффект «телепортации» (естественно, это только эффект, и нельзя будет остаться в новом месте физически или обменяться с удаленным собеседником вещами, рукопожатиями, объятиями 🙂 ). Пожалуй, примерно в этом направлении движется проект Magic Window, начатый компанией Microsoft в 2011 году (смотрите видео). Как отмечает руководитель проекта Стивен Батиш, цель проекта – добиться, чтобы люди, разделенные значительным расстоянием, взаимодействовали, словно находятся по разные стороны окна. А это уже почти то, что требуется.

Виртуальная кинестетика

В марте 2009 года я спрогнозировал появление технологии, позволяющей непосредственно ощущать прикосновения к висящим в воздухе виртуальным 3D-моделям. Добавлю, что за несколько дней до этого я предположил, что виртуальные трехмерные копии мебели, предметов интерьера, произведений скульптуры и т.д. смогут украсить жилища будущего. Это позволит сократить производство множества вещей, без которых потребитель может обойтись, и тем самым снизить нагрузку на экологию планеты.

Уже в июле 2009 года на YouTube появилась презентация технологии Touchable Holography, разработанной учеными токийского университета позволяющей осязать голограмму и интерактивно взаимодействовать с нею без устройств-посредников – касаться ладонью виртуальной поверхности, поворачивать и т.д. Добавлю, что в сентябре того же года агентство Reuters опубликовало мнение руководителя группы разработчиков Touchable Holography Хироюки Шиноды о том, что «эта технология может быть использована для замены физических объектов, что делает ее экономичной и экологичной». А в 2011 году появились аналогичные проекты RePro 3D и DisplAir.

Эмоциональные фликеры

В мае 2008 года я рискнул предположить, что в будущем люди смогут лучше находить взаимопонимание и настраиваться на одну эмоциональную волну благодаря появлению гаджетов, способных «сигнализировать» об эмоциональном состоянии своих владельцев.

В марте 2010 года специалисты Токийского университета представили прототип «эмоционального» телефона, трубка которого теплеет либо холодеет в зависимости от того, какие эмоции испытывает удаленный собеседник. А в апреле 2010 года дизайнер Ванесса Соренсон представила концепт на основе LED-элементов, которые крепятся на одежде и меняют цвет в зависимости от изменения эмоциональной окраски сообщений в Twitter-аккаунте пользователя.

Ориентация в помещениях

В начале февраля 2011 года я предсказал появление технологий, позволяющих легко находить дорогу внутри крупных бизнес-центров, торговых комплексов, концертных залов, спортивных арен и др. «Войдя в здание, вы получаете сигнал-предложение скачать трехмерную схему этого здания, с помощью которой вы сможете легко находить любые офисы, магазины, банки, кафе, справочные службы, конференц-залы, туалеты и т.д. на территории данного объекта».

В апреле 2011 года появились сведения о новом чипе для смартфонов и планшетов Broadcom BCM4752. Благодаря использованию данных сразу четырех навигационных систем: GPS, Глонасс, QZSS и SBAS – он способен вычислить местоположение пользователя с точностью до нескольких сантиметров даже внутри помещений (в том числе – определять этаж здания). В апреле 2011-го компания Microsoft представила первый прототип навигационной системы SemanticMap, способной, в частности, подсказывать дорогу в офисных лабиринтах. В мае того же года проект Google Street View анонсировал новую услугу для владельцев кафе, ресторанов, магазинов отелей, торговых и бизнес-центров, вокзалов, аэропортов, музеев и др. – а уже с октября в «Карты Google» были интегрированы результаты панорамной съемки многих публичных зданий в ряде городов мира. Наконец, в сентбяре 2011-го корпорация Locata представила высокоточную, до 1 сантиметра, систему позиционирования для промышленных, складских и других помещений, в которых сигнал GPS недоступен.

Стена, которая объединяет

В июле 2009 года я предложил в рамках городских праздников размещать на одной из бесхозных стен граффити горожан и их пожелания на тему: «Я хочу, чтобы мой город…» Такие стены (плюс их виртуальные аналоги в интернете, а также изданные книги с предложениями горожан) могли бы стать визитными карточками разных городов.

Похожий арт-проект «Before I Die» стартовал в Новом Орлеане в 2011 году и уже охватил более десятка стран. Прохожим предлагается выбрать цветной мелок и надписью на стене продолжить на фразу «Прежде, чем я умру, я хочу…» В 2013 году для обобщения результатов проекта планируется издать книгу.

Нелинейное редактирование текстов

В марте 2010 года я предложил концепцию нелинейного редактирования текстов и вариант ее практического применения в букридерах.

В июне 2011 года появился первый, по моим наблюдениям, программный продукт, поддерживающий идеологию нелинейного редактирования – программа LiquidText для планшетов. В частности, LiquidText позволяет легкими прикосновениями к экрану выделять, копировать, свободно объединять/разделять фрагменты и комментарии, относящиеся к одному или нескольким текстам, а также легко переходить от просмотра текста в целом к просмотру только выделенных фрагментов.

«Видеоархив жизни» + «Электронное алиби»

В мае 2008 года я предположил, что в недалеком будущем каждый из нас сможет в автоматическом режиме накапливать максимально полный видеоархив своей жизни и обсуждать ее фрагменты с пользователями социальных сетях для решения жизненных и психологических проблем (ранее эта идея публиковалась в моем «Живом журнале»). Заодно я обратил внимание на то, что активное использование таких устройств населением способно отпугивать грабителей или обеспечивать своим владельцам алиби в случае несправедливых обвинений (год спустя в другом посте я предложил для таких случаев использовать термин электронное алиби).

Осенью 2008 был анонсирован концепт необычного гаджета Experience Recorder – «перчатки ощущений», позволяющей простыми жестами (растопыренными или сложенными в «подзорную трубу» пальцами) транслировать прямо в свой блог фотографии, видеозаписи, звуки окружающего мира и свою температуру.

Весной 2011 года в США был анонсирован выпуск очков Eyez, позволяющих владельцам транслировать в реальном времени и сохранять в «облаке» видео-аудиопоток своей жизни для дальнейшей демонстрации в блогах и социальных сетях. Компания-производитель обещала, что этот гаджет революционизирует сети. Этого пока не произошла. Но есть уверенность, что это удастся Google. Наверняка подобные сервисы будут создаваться для пользователей очков дополненной реальности Google Project Glass, продажи которых стартуют в начале 2013 года.

Что касается охраны правопорядка, то в 2010 американские полицейские начали использовать для записи инцидентов во время патрулирования закрепляемые на голове видеокамеры. А в 2011 году сотрудников российских колоний оснастили персональными видеорегистраторами, для фиксирования их действий в течение всей смены. Пока это шаги со стороны власти. Однако можно не сомневаться, что, граждане будут не менее активно использовать для защиты своих прав разнообразные носимые устройства непрерывной записи и передачи видео в «облака», как только такие гаджеты появятся в продаже. И практика «электронного алиби» получит распространение де-факто и де-юре.

Электронное граффити

В феврале 2009 года я описал идею технологии е-граффити, позволяющей отдельным домам, офисам, улицам и целым городам в считанные часы (а если нужно – и мгновенно) менять свои «скины». Для горожан технология е-граффити стала бы возможностью обмениваться друг с другом культурными знаками и участвовать в бесконечном перфомансе украшения своего города. Е-граффити – «недеструктивный» способ рисовать на стенах домов, подъездов, помещений, в любой момент стирая неактуальные или сне слишком художественные граффити. Суть технологии – в специальном прозрачном покрытии стен, в порах которого содержатся намагниченные цветные шарики. В тех местах стены, вдоль которых вы проводите специальным магнитным брелоком, позиционирование шариков меняется – соответственно, меняется окраска этих фрагментов стены, появляются рисунки, которые можно в любой момент стереть тем же брелоком.

Люди искусства и технологий периодически предлагают способы приспособить под электронное граффити большие экраны. Например, в июле 2009 года в Великобритании была представлена компьютерная система YrWall, позволяющая рисовать инфракрасными «красками» на экране размером 1,7х3,1 м. А в августе французский концептуалист Антонин Фурно представил экран на светодиодах, на котором можно рисовать влагой: например, мокрой кистью или ладонью. Это замечательные социокультурные изобретения, у которых есть лишь один недостаток: привязка к пространству и времени – к определенному помещению, культурному мероприятию, вечеринке и т.д. Это не тот «холст», на котором может воспользоваться в любой момент оставить граффити любой прохожий. Поэтому я хотел бы обратить внимание людей искусства и технологий, что еще в марте 2011 года был представлен материал-«хамелеон», меняющий цвет под воздействием магнитов. Это как раз то, что позволит воплотить идею, описанную в нашем блоге: вовлечь в культурную жизнь городов множество горожан.

Плей-панорама источников звука

В мае 2008 года я предложил идею революционного интерфейса для управления MP3-плеерами и другими аудиоустройствами. Когда пользователь желает выбрать новую мелодию (аудиокнигу, FM-радиостанцию и т. п.), в его наушниках из разных концов виртуального 3D-аудиопространства начинает одновременно звучать несколько мелодий (аудиокниг и т.п.). Чтобы выбрать для прослушивания определенную мелодию, пользователю достаточно повернуть голову в сторону соответствующего виртуального источника звука и, например, кивнуть головой либо проделать другое действие. Я даже рискнул предположить, что подобный гаджет станет хитом рождественских продаж 2010 года! 🙂

Разумеется, хиты определяются покупателями. Однако техническая возможность создать в такой интерфейс появилась еще в 2009 году! Во-первых, в мае 2009 года крупнейший японский оператор мобильной связи компания NTT DoCoMo сообщила о разработке технологии для мобильных телефонов, позволяющей задавать виртуальные источники звука. Например, пользователь мобильного телефона может закрепить за каждым участником селекторного совещания отдельную точку звучания, чтобы ориентироваться в 3D-аудиопространстве так же, как и за реальным столом совещаний. А в октябре 2009 года та же NTT DoCoMo представила модель наушников, способных преобразовывать движения глаз в команды для управления плеером. Казалось, сам Бог велел скрестить обе технологии – но, видимо, их разработчики работали в разных отделах. 🙂 Тем, не менее, бьюсь об заклад, что рано или поздно виртуальная «плей-панорама» потеснит в аудиоустройствах стандартный плейлист.

Креативная реальность

В марте 2009 года я описал потенциальные возможности творческого применения технологий дополненной реальности – когда пользователь по своему умонастроению преобразует (для себя) внешний облик окружающего мира: интерьеры помещений, архитектурные ландшафты, погоду и время суток, облик людей и т. д.

В декабре 2009 года специалисты Magic Vision Lab разработали первую систему дополненной реальности, позволяющую «накладывать» на реальный мир погодные эффекты (дождь, снег, град и т. д.).

SMS-неспам

В мае 2010 года я предложил способ убить одним выстрелом сразу двух мобильных зайцев: а) избавить абонентов от рекламных sms-рассылок спонсоров мобильных сервисов, б) обеспечить активное продвижение этих спонсоров. Чтобы избавляться от рассылок, абонент должен периодически вручную набирать и отправлять на бесплатный короткий номер список компаний-спонсоров.

Похожий принцип использовала компания SolveMedia, заявившая о себе в сентябре 2010 года. Она разработала новый рекламный алгоритм Type-In, заставляющий посетителей для входа на сайт вручную дублировать с баннера рекламный слоган. Согласно тестированию, в котором участвовали такие рекламодатели как Microsoft и Toyota, новый алгоритм повышает запоминаемость рекламы с 3% (только при просмотре баннера) до 40% (при использовании Type-In).

Google, будь добр

В сентябре 2010 года я сформулировал предложения по улучшению функциональности сервисов Google. В частности, речь шла о дальнейшей интеграции ряда сервисов, таких как GoogleDocs (ныне «Диск Google»), Gmail, Picasa а др., а также об упрощении управления файлами в GoogleDocs «в одно касание».

Разумеется, Google шел своей дорогой. 🙂 Но радует, что эта дорога в основном совпадает с пожеланиями пользователей и, в частности, вашего покорного слуги. 😉 Спустя некоторое время после публикации этого поста стала доступна возможность встраивать в документы фотографии из альбомов Picasa; появилось некое подобие Проводника в Документах Google, стало легче манипулировать файлами и целыми папками; затем – уже в «Диске Google» – появилось отдельное приложение для управления файлами, встраиваемое в Проводник Windows и операционную систему смартфонов; была внедрена возможность проводить видеовстречи (в Google+) и некоторые другие функции, позволяющие повысить эффективность работы в среде Google. Ждем продолжения!

«Фасеточный пиксель» + «мультивидение» + «видео-архитектура»

В августе 2008 года я спрогнозировал появление экранов, состоящих из особых элементов (я их назвал фасеточными пикселями), способных демонстрировать в разных направлениях совершенно разные изображения.

Я предложил два направления использования таких экранов. Первое направление (в сочетании с технологией eye-tracking) – интерактивное «мультивидение», по принципу: «один экран – много трансляций». Примеры: сугубо адресная уличная реклама; индивидуальная «подстройка» сюжета фильма под каждого зрителя в кинозале; подбор разных обучающих упражнений для разных слушателей в аудитории и т. д.

Второе направление связано с использованием «фасеточных» экранов в архитектуре отдаленного будущего. Предположим, что трансляция всех экранов, которыми покрыт архитектурный объект, синхронизирована, и этот единый гиперэкран способен «транслировать» для каждой точки окружающего пространства отдельное изображение (в том числе, изображение фона – неба и городского ландшафта, скрытого от наблюдателя самим архитектурным объектом). Это позволит достичь поразительных эффектов. Для всех внешних наблюдателей можно будет обеспечить синхронную трансформацию внешнего вида здания или целого архитектурного комплекса, динамическое изменение его формы, цвета, фактуры, стилевых элементов. Например, стандартная высотка-параллелепипед может на глазах «превратиться» в цилиндр, шар, средневековый замок, римский Колизей и др – или даже полностью «исчезнуть». Если когда-либо в будущем подобное действительно осуществится, впору будет говорить о появлении нового вида искусства – видео-архитектуры (динамического управления восприятием архитектурных объектов).

Что касается «мультивидения» – пока мы видим набор разрозненных шагов, которые могут привести к появлению этой технологии. Так, в декабре 2008 года в Токио был установлен первый в мире билборд, который следит за прохожими (хотя все они видели одну и ту же картинку, система вела подсчет тех, кто в принципе обратил внимание на рекламу). В феврале 2012 году на одной из автобусных остановок в Лондоне билборд, оснащенный системой распознавания лиц, демонстрировал мужчинам и женщинам разные варианты социальной рекламы. Совершенствуются и экраны. В октябре 2010 года компания Toshiba представила первый в мире серийный 3D-телевизор, который можно смотреть без специальных 3D-очков благодаря формированию двух разных картинок для правого и левого глаза зрителя. В феврале 2011 года компания Sony продемонстрировав технологию, позволяющую играть на одном мониторе в две разные игры или смотреть два разных телеканала. Еще дальше пошли специалисты Массачусетского технологического института, которые к марту 2011 года добились сохранения стереоэффекта вне зависимости от положения зрителя по отношению к экрану.

Что касается «видео-архитектуры» – очевидно, что ее появление возможно, по меньшей мере, лишь после перехода к использованию «даровых», с нынешней точки зрения, источников энергии. Однако уже в сентябре 2011 года на выставке в Лондоне была продемонстрирована технология Adaptiv, позволяющая делать «невидимыми» достаточно крупные объекты вроде танка. Пока что эффект невидимости действует только в инфракрасном диапазоне, но инженеры работают над способами маскировки в других областях электромагнитного спектра. Радует, однако, что проект Adaptiv использует примерно тот же принцип, о котором шла речь выше: система анализирует окружающий фон, скрытый объектом от наблюдателя – и имитирует этот фон с помощью так называемых гексагональных пикселей.

*Для сведения: с февраля 2008 года автор блога практикует «заморозку» даты и содержания своих прогнозов в неизменяемом виде на сервисе Webcitation.org.