В каком десятилетии мы живем?

Автор: . Рубрика: Субъективный рейтинг перемен. Опубликовано: 21.02.2013, 9:59.

Какая технология больше других повлияет на наш образ жизни в нынешнем десятилетии? Давайте рассмотрим варианты.

Большое видится на расстоянии?

Миновавшие «нулевые» годы нередко называют «десятилетием гаджетов». Что, в общем-то, справедливо: наиболее заметные изменения в образе жизни в это время действительно имели «карманный формат». Вспомним самих себя на заре всеобщей мобилизации, которая переросла во всеобщую смартфонизацию и увенчалась в 2010 году знаменитым заявлением Стива Джобса, провозгласившего посткомпьютерную эру (к слову, уже в 2011 году общее количество смартфонов и планшетов превысило количество персональных компьютеров). А еще наше внимание притягивали целые сонмы мультимедийных плееров, GPS-навигаторов, портативных игровых консолей и устройств специального назначения: для поиска потерянных вещей, подсчета съеденных калорий, прямого контакта с пришельцами и т.д., и т.п.

Кто-то, возможно, поспорит, что на самом деле «нулевые» были десятилетием социальных сетей. Я бы и с этим охотно согласился – если бы не был уверен, что это явление гораздо большего масштаба, и что активное развитие соцсетей продлится еще как минимум три-четыре десятилетия. Сети будут проникать во все сферы политики, экономики и культуры, переплетаться с нынешними институтами государства, бизнеса, образования, гражданского общества, а также преобразовывать и отчасти подменять их.

Речь не только и не столько о развитии сетевых технологий, сколько о развитии тех, кто ими пользуется. В нашем поколении лишь продвинутые группы людей научились использовать сети для совместной работы, бизнеса, защиты своих и общих интересов и т.д.. Когда эти модели взаимодействия освоит большинство – произойдут социальные и экономические изменения, равносильные эволюционному скачку. Со стороны это будет выглядеть так, словно на Земле появился новый, более разумный вид Homo: более информированный, менее склонный поддаваться манипуляциям, лучше осознающий свои интересы, более договороспособный. Умеющий вызывать и проявлять солидарность, смотреть дальше своего носа, заботиться о своей жизненной среде и сотрудничать ради этого с себе подобными. Более человечный.

Есть причины, которые делают эту «утопию» возможной и даже вероятной – и мы их обсудим в одном из будущих постов.

Но сейчас возникает другой интересный вопрос: какое определение по отношению к текущему десятилетию покажется нам уместным в 2021 году?

Вспомним, как было дело с гаджетами. Первый в мире смартфон появился еще в 1992 году, первый коммуникатор – в 1996-м, первый камерофон – в 1997-м. А первый по-настоящему идеальный «цифровой компаньон» в лице Apple iPhone – лишь в 2007-м.

Похожая история, вероятно, произойдет и с «заглавной» технологией две тысячи десятых годов. Скорее всего, мы с ней «шапочно» познакомились еще в «нулевые» годы или даже раньше. А ее расцвет начнется либо ближе к середине десятилетия, либо во второй его половине.

На мой субъективный взгляд, наибольшее влияние на наш образ жизни в ближайшие 10 лет может оказать одна из четырех представленных ниже технологий (если не согласны – предлагайте в комментариях свои варианты).

Беспилотные автомобили

"Гугломобиль" в пути

Разнообразные системы персонального автоматического транспорта (например, сети специальных путей, по которым без водителей передвигаются компактные вагончики для одного-четырех пассажиров) развиваются с 1953 года. Однако чтобы научить ездить без водителя обычный автомобиль по обычным дорогам, понадобились десятилетия развития технологий.

Так, в 1958 году компания Chrysler впервые в мире внедрила пассивный круиз-контроль, позволяющий автоматически поддерживать скорость автомобиля в пути и менять ее на спусках и подъемах без участия водителя. В 1996 году компания Mercedes-Benz первой начала устанавливать на своих автомобилях электронные системы экстренного торможения. А в 1999 году та же компания впервые внедрила адаптивный круиз-контроль, автоматически поддерживающий постоянное расстояние до впереди идущего автомобиля. В 2003 году Toyota представила первую систему полуавтоматической парковки. В 2010 году компания Volvo впервые разработала систему обнаружения пешеходов с функцией автоматического торможения. И в том же году компания Google совершила настоящий прорыв, начав тестирование т.н. «гугломобилей» – автомобилей, управляемых компьютерной системой без участия человека.

Экспериментальный «гугломобиль» проехал около 1600 километров без водителя и еще свыше 225 тысяч км – с частичным участием человека. Единственная авария произошла, когда «гугломобиль» ждал на перекрестке сигнала светофора, а в него врезался автомобиль под управлением человека, нарушившего правила дорожного движения. Всего же к концу 2012 года 12 тестовых автомобилей с автопилотами проехали без аварий свыше 480 тысяч километров.

В 2011–2012 годах власти Невады, Флориды и Калифорнии легализовали использование автоматических автомобилей. На очереди – Аризона, Оклахома и Гавайи. Впрочем Google обещает появление в продаже первых «беспилотников» лишь через 3–5 пять лет. А многие эксперты отодвигают этот срок еще дальше, предвидя неготовность к этой технологии законодателей и автопроизводителей. Тем не менее, у беспилотных автомобилей есть все шансы уже в этом десятилетии завладеть если не кошельками, то умами большинства автовладельцев.

Кроме того, как и столетие назад, автомобильные инновации могут вновь стать технологическим «паровозом» целого ряда промышленных отраслей. Например, вывести на новый уровень робототехнику – за счет прорывов в разработке систем распознавания образов и диалоговых систем «человек – машина». Кстати, ходят слухи, что работа над «гугломобилем» уже породила некий прорывной проект в области искусственного интеллекта. С чем наблюдатели связывают и недавнее приглашение на работу в Google известного визионера в этой области и разработчика концепции технологической сингулярности Рэя Курцвейла.

Вероятно, полностью будет переосмыслен внутренний дизайн беспилотных автомобилей. Он будет приспособлен для общения, проведения видеоконференций, удаленной работы, дистанционного образования, просмотра фильмов, погружения в компьютерную игру. Интернет-сервисы, предоставляющие эти и подобные услуги, получат мощный рост клиентов, трафика, рекламных и других доходов. Произойдет лавинообразный рост трафика видеозвонков. Появится новый жанр логических игр и конкурсов-викторин, использующих в качестве игровых элементов объекты вдоль дороги. Надо же будет «водителю» и пассажирам чем-то заняться в пути. 🙂 (К слову, этот тренд я уже предсказывал 5 лет назад.)

Возможно, в городах начнется строительство гигантских парковок, совмещенных со службами техобслуживания и автомойками. По вечерам автомобили будут самостоятельно, без водителя, добираться в свои боксы, а по утрам, чистенькие, отрегулированные, подъезжать к вашему подъезду как раз в тот момент, когда вы из него выходите.

Конечно, при внедрении автоматического транспорта, как и при внедрении любых радикальных инноваций, могут пострадать смежные отрасли (например, страховая). Зато, по оценкам экспертов Forbes, только в США каждый год будет спасено 30 тысяч жизней, предотвращено 2 млн травм и сэкономлено не менее $400 млрд (за счет экономии дорожного освещения, оптимизации маршрутов, высвобождения водителей и т. д.).

3D-принтеры

Еда, "распечатанная" на 3D-принтере

Концепция 3D-печати развивается с середины 1990-х. Первый «массовый» промышленный 3D-принтер (по цене $30 тысяч) был выпущен в 2002. Вначале 3D-печать применялась, в основном, для быстрого прототипирования (создания макетов и работающих моделей), затем технология начала применяться для производства готовых изделий.

Так, в 2006 году на 3D принтере был полностью напечатан действующий самолет-беспилотник. В 2008 году был создан принтер, способный напечатать сам себя. Через год на принтере были распечатаны работающие часы. И в том же 2009 году был создан первый в мире биологический 3D-принтер, позволяющий выращивать ткани с заданными свойствами и целые органы. В интернете вы можете найти ролики, показывающие, например, как выращиваются искусственные протезы артерий, способные пульсировать.

В 2012-м дело дошло до печати гоночного автомобиля и целого двухэтажного строения со всеми помещениями, лестничными пролетами, трубами и т. д. Дом был напечатан принтером D-Shape за один проход из песка и неорганического компаунда вчетверо быстрее, чем обычно строятся аналогичные здания. Другой принтер – Contour Crafting – распечатал двухэтажный жилой дом всего за 20 часов!

Промышленные предприятия по всему миру уже применяют 3D-притеры не только для прототипирования. С помощью 3D-печати уже изготавливаются элементы амуниции американских солдат и детали военной техники, ракетные двигатели. Был успешный (в плане точности стрельбы) эксперимент по «распечатыванию» автоматической винтовки. Есть примеры применения технологии для производства предметов интерьера, готовой еды, керамической посуды, украшений, музыкальных инструментов, человекоподобных масок, костей для имплантации, человеческих тканей для тестирования лекарств, аналога цельной древесины, аналога говядины, готовых изделий из аналога натуральной кожи и целого робота-пловца для исследования динамики воды. По всему миру открываются онлайновые и оффлайновые магазины, покупатели которых могут заказать печать тех или иных изделий.

Появились в продаже и бытовые 3D-принтеры (на днях даже был представлен первый в мире 3D-принтер в форме шариковой ручки!). Правда, пока их используют, в основном, архитекторы и дизайнеры для создания трехмерных моделей зданий и вещей. Но со временем дело дойдет и до печати посуды, игрушек, несложных предметов обихода и украшений интерьера. Тогда нам уже не придется заказывать в интернет-магазине курьерскую доставку нужного товара – достаточно будет скачать в том же магазине принципиальную схему нужной вещи. Как шутят блогеры – конкуренцию китайским производителям составит каждая отечественная семья!

Так или иначе, очевидно, что в обозримом будущем 3D-печать станет материальной базой очередной промышленной революции, обеспечивая экономию энергии, времени и материалов (на традиционных заводах в отходы порой уходит до 90% материалов), рост производительности труда, снижение цен, экономический рост. Возможно, эта революция начнется уже в нынешнем десятилетии. По крайней мере, по оценкам Wohler Associates, мировой оборот индустрии 3D-принтинга достигнет в 2016 году $3 млрд.

Дополненная реальность

Дополненная реальность: красиво, но громоздко

Первый прототип устройства дополненной реальности – стереоочки Sword of Damocles с полупрозрачными дисплеями с напылением серебра, на которые проецировалось изображение – были созданы еще в 1967 годы. Через год подобное устройство уже применяли пилоты-вертолетчики Bell Helicopter Company.

Сам термин «дополненная реальность» (augmented reality, AR) был введен в оборот в 1992 году. Одним из первых потребительских применений AR стала выпущенная в 2004 году игра Mosquitos: она отображала на экране мобильника реальный вид, фиксируемый задней видеокамерой и накладывала на него виртуальный оптический прицел, через который игрок мог уничтожать не менее виртуальных комаров.

Уверен, вы наверняка просматривали на YouTube массу других, еще более эффектных (и намного более практичных) примеров применения AR. Проблема в том, что в этих проектах объекты AR, как правило, выводятся на поверхность шлема или на экран компьютера (в лучшем случае – смартфона или планшета). Однако по своей природе технология AR требует более компактных аппаратных «посредников», чем даже карманные гаджеты. Идеал – контактные линзы со встроенным модулем связи, способные проецировать изображение прямо на сетчатку глаза. Первые проекты по их созданию развиваются с 2009 года, но первые коммерческие результаты обещают быть, в лучшем случае, во второй половине нынешнего десятилетия.

Очки AR создать проще. Очки не хуже линз предоставят людям информационную мощь киборгов, не требуя имплантации чипов и прочих надругательств над телом. Лично меня очки вполне устроят. И, похоже, миллионы других потенциальных пользователей – тоже. Ибо, как только компания Google весной минувшего года анонсировала свой проект очков дополненной реальности, пользователи начали готовиться к форменному ажиотажу. Не даром Google сейчас создает сеть фирменных магазинов – очевидно, чтобы было куда выстраиваться очередям в ночь перед премьерой. 🙂

К сожалению, придется потерпеть: Google Glass появятся в продаже не ранее 2014 года (хотя разработчики получат тестовые образцы уже в этом году). Как отмечает руководитель проекта Бабак Парвиз: «Это сложно. Это не ноутбук и не смартфон. Это полностью новая платформа. Поэтому то, как люди взаимодействуют с ней, и что они делают – полностью новая территория. Мы надеемся, что когда поставим ее разработчикам, другие люди смогут придумать, что еще может делать эта мощная платформа». Так что речь в данном случае идет вовсе не о продолжении «десятилетия гаджетов», а о новой информационной реальности.

Кстати, вы могли заметить: это уже второй проект Google, упомянутый в этом посте. В чем я не вижу преувеличения: основатели и топ-менеджеры этой компании много думают о будущем. Можно еще вспомнить первый в мире коммерчески успешный проект электромобиля Tesla, в котором участвуют Ларри Пейдж и Сергей Брин, а также проект по добыче полезных ископаемых на астероидах, в который вошли Эрик Шмидт и тот же Ларри Пейдж…

Но не даром Google так полагается на разработчиков. Конечно, очки этой компании будут уметь многое: осуществлять телефонные звонки, выполнять голосовые команды, транслировать звук через кость, вести видеозапись в реальном времени (что полезно не только путешественникам, но и тем, кто хочет отпугнуть хулиганов или оградить себя от давления инспектора-взяточника). Однако без глобальной инфраструктуры интернет-сервисов, предоставляющих разнообразную информацию пользователям Google Glass в любой точке мира (инфраструктуры еще более мощной, чем сеть сайтов, эксплуатирующих возможности «Карт Google») этот многообещающий проект может провалиться.

Но в случае успеха у стартапов в области AR появляются большие перспективы. Эта технология способна перевернуть все отрасли, завязанные на производство и потребление информации, торговлю, шоу-бизнес, системы общественной безопасности и т.д. Например, уже известны проекты трансляции спортивных состязаний с помощью сотен очков дополненной реальности, принадлежащих зрителям, расположившимся в разных секторах арены. И у каждого появится возможность подзаработать! С другой стороны, могут пострадать компании, предлагающие наружную рекламу и оказывающие традиционные экскурсионные услуги – кроме тех, кто вовремя откроет сервисы для обслуживания пользователей устройств дополненной реальности.

Один из будущих постов я собираюсь посвятить анализу направлений AR, которые могут развиваться особенно бурно.

Нейроинтерфейсы

Одна из моделей нейрогарнитур

Многие эксперты не без оснований полагают, что главные научные и технологические события XXI века будут связаны с раскрытием тайн и возможностей человеческого мозга. Так, выдающийся нейробиолог Вилейанур Рамачандран говорит о грядущей четвертой научной революции, которая превзойдет совокупные результаты трех предыдущих (речь об открытиях Коперника, Дарвина и Зигмунда Фрейда).

Дел в этой области хватит на ближайшие сто лет – но текущее десятилетие имеет шансы стать десятилетием нейроинтерфейсов.

Еще в 2003 года был создан мозговой интерфейс, работающий без вживления электродов. Это открыло путь к созданию носимых устройств с обратной связью, с помощью которых можно управлять техникой, контролировать свое эмоциональное и интеллектуальное состояние, а в перспективе – «общаться» на расстоянии с другими людьми.

Речь, конечно, не идет о чтении мыслей (по крайней мере – пока). Механизм здесь другой: у каждого человека определенные понятия, образы, команды связаны с уникальными паттернами мозговой активности. Компьютерная программа может «научиться» распознавать паттерны конкретного оператора – и реагировать на них как на команды.

Сегодня нейроинтерфейсы с обратной связью активно используются для помощи больным: с их помощью даже полностью парализованный человек может выходить в интернет, писать письма, управлять бытовыми приборами и т. д. Удаленные операторы применяют нейроинтерфейсы для корректировки действий роботизированных устройств. А DARPA – проводит эксперименты по использованию этой технологии для оперативного обмена информацией на поле боя.

Технология активно проникает и в игровую индустрию. Так, при желании вы можете приобрести (правда, пока только через Amazon.com и другие западные сайты) одну из популярных моделей нейрогарнитур, совместимых с iPhone или iPad, вместе с набором головоломок, упражнений, игр. Например, в одной из многочисленных задач вам предстоит «силой мысли» загнать шарик в нужную лузу. 🙂

Но только на первый взгляд игры с нейроинтерфесом могут восприниматься в качестве очередного банального «убийцы времени». Нейроинтерфейсы с обратной связью, при наличии специальных программ, позволяют визуализировать мозговую активность, оценивать уровень концентрации и расслабления, анализировать эффективность выполнения различных задач и упражнений. Они могут стать объективным инструментом, позволяющим каждому из нас контролировать работу мозга и рост своих способностей. Они позволят создать целую индустрию «фитнеса для мозга» – глобальные и местные сети интеллектуальных сервисов и клубов, в которых каждый сможет развивать свои умственные способности под руководством профессиональных тренеров. Так сегодня поклонники бодибилдинга целенаправленно совершенствуют свое тело в обычных фитнес-клубах.

В перспективе нейрогарнитуры будут использоваться для контроля и самоконтроля результатов в любом обучающем и трудовом процессе. Работники умственного труда смогут самостоятельно определять момент*, когда их личная эффективность начала снижаться и пришло время переключиться на другой вид деятельности или отдохнуть. Операторы автоматизированных производств и робототехнических устройств будут выполнять с помощью нейроинтерфейсов особо сложные и тонкие задачи. А люди искусства – начнут создавать несколько версий одного произведения, выбор между которыми будет происходить автоматически, в зависимости от степени и направленности интереса зрителя, слушателя, читателя (первые эксперименты в этом направлении уже идут).

*Возможно, кто-то подумал об ужасах потогонной системы и корпоративном тоталитаризме. Уверен, что уже до конца десятилетия развитые страны (а за ними – и остальные) начнут принимать законы, ограничивающие использование нейроинтерфейсов работодателями для контроля за работниками. Работодателям будет разрешено использовать нейроинтерфейсы для тестирования кандидатов на вакансии, проведения периодических переаттестаций, повышения безопасности труда, выполнения работниками сложных операций, но запрещено – для контроля за производительностью работника в течение дня, его лояльностью, эмоциональными и интеллектуальными предпочтениями, привычками, отношением к начальству, коллегам, партнерам, клиентам, продаваемому продукту и т.д.. Однако будет поощряться самостоятельное использование нейроинтерфейсов работниками для самоконтроля и самоанализа. Если вы столкнетесь с чем-то иным – то теперь знаете, против чего протестовать. 🙂

Нейрореволюцию может притормозить только гипотетическая третья волна мирового экономического кризиса. Когда заканчиваются деньги, большинство почему-то ищет выход «ногами», а не «головой». 🙂 Но немало людей использует трудные времена для обучения, роста, завоевания плацдармов, которые теряют другие. Среди этих проактивных людей и нужно искать первых клиентов этого рынка, который станет одним из самых уважаемых и процветающих в XXI веке.





Спасибо всем, кто добавляет мои посты в "Фейсбук"!



...и поднимает их в поиске Gооgle с помощью кнопки "+1"!